ART, gestalt

Автопортреты великих людей искусства

Лекция «Психотерапия в искусстве. Искусство в психотерапии» (часть первая)

Мы путешествуем по всему миру в поисках красоты 

и не можем найти ее, а ведь на самом деле мы носим ее с собой. 

 Ральф Уолдо Эмерсон

В действенности арт-терапии уже никто не сомневается.

Арт-терапия прежде всего поддерживает «Я», способствует укреплению чувства идентичности и процессу созревания в целом. Ее главная функция основана на способности творчества содействовать развитию психики. Искусство, в качестве метода, позволяет человеку выражать чувства и обрести понимание себя.

С помощью искусства глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии.

АТ положительно влияет на лечение не только серьезных, психических расстройств, но так же становится неотъемлемой частью любых тренингов и семинаров по личностному росту.

DSC_9173

Я   же хочу рассказать о роли автопортрета в процессе самопознания и развития личности. И представить автопортретирование, как метод психотерапии, в частности гештальттерапии.

 

Автопортрет (АП) является методом Маскотерапии – направления, созданного врачом -психиатром Гагиком Микаэловичем Назлояном.

 

За время существования метода специалисты помогли тысячам людей с такими расстройствами, как шизофрения, органические болезни головного мозга, эпилепсия, неврозы, реактивные состояния, психосоматические расстройства и другие.

 

Назлоян Г.М. применял этот метод в психиатрии, Кравченко С.А. успешно адаптировал маскотерапию к психологической диагностике, консультированию и психотерапии отдельной личности и группы людей. Я, к тому же, вижу возможность очень гармоничной адаптации метода Автопортрета в гештальттерапии.

 

Сначала небольшой экскурс в   историю жанра  Автопортрета:

 

Автопортрет  (АП) – совершенно особый творческий продукт.  Будь он завершен или же в виде набросков, АП всегда вызывает особый интерес у  исследователей творчества.

 

Автопортрет – это форма, которая запечатлела экзистенциальное бытие автора.

Когда и как появился этот жанр искусства?

Светлана Валерьевна Крузе в своей работе «Автопортрет как форма самопознания личности художника» отметила:

«Возникновение автопортрета в период первобытного общества мы считаем невозможным в силу отсутствия чувства личности, и, соответственно стремления к самопознанию… Можно выявить некоторые черты автопортретности даже в первобытном искусстве. Правда, с немалой долей условности. В первобытную эпоху, как справедливо отмечает Ю.Колпинский, «искусство лишь зарождается…, самосознание человека недостаточно развилось для того, чтобы сколько-нибудь целостно осознавать и отражать себя в художественном образе».

… для искусства Древнего мира характерна невыделенность человеческой фигуры из окружающего мира…

Изображения человека предстают не как изображение отдельной личности, а «коллективной» личности

 

Чуть позже, в древнегреческой культуре пробуждается индивидуальное самопознание.

Этот путь самопознания, художника Древней Греции еще только начинался. Тем не менее, проблема самопознания уже входила в круг интересов древнегреческих философов.

Платон связывает самопознание с благоразумием, которое и есть знание самого себя.

 

Изображение человеком самого себя проявляется в искусстве  — но оно еще не несет на себе печать индивидуальности.

 

Многие философы, занимающиеся античной философией (например, Ницше, Лосев, Вышеславцев), говорили о том, что античный грек не обладал сосредоточенным вниманием вглубь себя. Самопознание возможно лишь там, где индивид ощущает свою самодостаточность. А в античности личность отсутствует и в концепции человека Платона и в политических концепциях Аристотеля.

 

Древнегреческий живописец мог изобразить маску ярости или боли, мог даже написать, по свидетельству Плиния Старшего, краску стыда на щеках, но жизнь оставалась все-таки для него закрытой. Как написать душевные свойства, когда они не имеют ни цвета, ни контура, ни запаха? Изменчивость, неуловимость душевных движений — камень преткновения для древнего живописца…

Тем не менее,  в античности была заложена возможность появления автопортрета как феномена культуры. Несмотря на то, что автопортрет как жанр возник достаточно поздно, мы имеем свидетельства возникновения ранних автопортретов. Примером может служить скульптурный автопортрет Фидия, древнегреческого скульптора эпохи Перикла, который изобразил себя в образе воина на щите статуи Афины.

000035

… именно скульптура стала одним из высших достижений греческой культуры, т.к. она могла, как никакой другой элемент культуры демонстрировать осязаемость, объемность, телесность бытия. Человек в древнегреческом искусстве воспринимался, однако, ещё не как личность, а как личность, телесно — понятая. В силу этого системообразующим видом искусства в античности была скульптура. И предполагаемый первый автопортрет античности — скульптурный».

Подлинное рождение портретной живописи как самостоятельного жанра, а вместе с ней и автопортрета происходит в Эпоху Возрождения.

 

Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на библейские и мифологические темы (Боттичелли, Мазаччо, Гоццоли…)

 

Так С. Боттичелли сделал себя героем картины «Поклонение волхвов»

ав2097

 

Т. Мазаччо изобразил себя в качестве одного из апостолов в росписи часовни Бранкаччи.

ав2099

 

 

 

 

 

Но ни композиционно, ни психологически образ художника не занимает в этих картинах центрального положения, а его трактовка не отличается от трактовки других персонажей.

 

Лишь во второй половине  XV  века появляются первые самостоятельные автопортреты.

 

Автопортрет не только своего рода документ, сохраняющий внутренний и внешний облик художника, это, скорее,  экспериментальное изучение собственной личности.

Я знаю, кто по-щегольски одет,

 Я знаю, весел кто и кто не в духе,

 Я знаю тьму кромешную и свет,

Я знаю — у монаха крест на брюхе,

Я знаю, как трезвонят завирухи,

 Я знаю, врут они, в трубу трубя,

Я знаю, свахи кто, кто повитухи,

Я знаю все, но только не себя.

Франсуа Вийон

 

Серия  автопортретов написанных в разные годы, может составить впечатление о жизни художника, отразить важные вехи и поворотные моменты. Они становятся своеобразными мемуарами.

 

Живописцы Позднего Возрождения раскрывали в автопортрете драматическую судьбу творческой личности. Таковы портреты Тинторетто, Тициана, Дюрер, Караваджо, Рембрандт, Рубенс, Ван Дейк, Гойя и др.

 

Сама потребность создавать собственные портреты, это возможность овладения собственной биографией, жизнью, судьбой.

 

Рассмотренные в хронологической последовательности, они составляют уникальную историю человеческого познания себя, природы и Бога.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) писал свои автопортреты с самой юности. 133599029_Avtoportret_s_yetyudom_ruki_i_podushki__licevaya_storona_lista___1493Один из самых ранних был написан в 13 лет, позже была сделана приписка: «Таким я нарисовал себя по зеркалу в 1484г., когда был еще ребенком». 13-летний Дюрер не мог видеть никаких образцов, как не мог предполагать, что когда-то именно благодаря ему в европейском искусстве утвердится такой жанр — автопортрет.

 

С интересом естествоиспытателя, столь характерным для эпохи Ренессанса, Альбрехт просто фиксировал заинтересовавший его объект — собственное лицо — и не пытался себя украсить, героизировать или принарядить (как станет поступать, повзрослев).

 

В юношеских портретах искусствоведы прочитывают «озабоченность, взволнованность, неуверенность в себе». В них уже очевидна эмоциональная особенность, которая сохранится и во всех дальнейших автопортретах художника: ни на одном из них он не изобразил себя радостным или хотя бы с тенью с улыбки. Отчасти это было данью живописной традиции (в средневековой живописи никто не смеется), отчасти же отражало характер самого Дюрера.

 

В данном случае, заинтересованность в самом себе, поиск своего отражение и сущности в зеркале характеризует дальнейшее творчество Дюрера: его новаторство и неординарность техник,  психологизм и индивидуальность его портретов.

 

133599001_Avtoportret_s_ostrolistom__Avtoportret_s_chertopolohom___1493«Автопортрет с остролистом» Это первый из автортретов Дюрера, написанных маслом. Всего их известно три: первый — луврский, второй хранится в Прадо (Мадрид), а третий и самый знаменитый — в Старой пинакотеке Мюнхена.

 

Дюреру здесь 22 года. Впервые в автопортрете его задачей оказывается не познать самого себя, а показать себя другим, как бы «предъявить» свои внешность и личность миру.

 

 

 

 

«Дюрер великолепный»: автопортрет из «Прадо» «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер». Между двумя автопортретами — этим и предыдущим — прошло всего пять лет, и это были очень важные годы в биографии Дюрера.

 

В эти пять лет Дюрер не только женился, но и прославился, не только возмужал, но и успел осознать себя большим художником, 133598992_Avtoportret______1498___4152универсальной личностью, для которой стали тесны рамки родного города, так как теперь Дюреру нужен весь мир. В этом автопортрете из Прадо, в самом взгляде Дюрера, в его спокойной и уверенной позе и в том, как его руки опираются на парапет, ощущается особое, осознанное достоинство.

 

Новый автопортрет — это своего рода декларация, что Дюрер больше не ремесленник (а в родном Нюрнберге художников всё еще продолжают считать представителями ремесленного сословия) — он художник, а значит, божий избранник.

 

Дюрер больше не согласен считает себя ремесленником-провинциалом, ограниченным условностями времени и пространства.

 

Автопортрет в одежде, отделанной мехом («Автопортрет в возрасте 28-ми лет», «Автопортрет в шубе»)

133598933_Avtoportret_____1500____6749Эту же тенденцию рассматривать художника не как простого ремесленника, а как универсальную личность, Дюрер доводит до логического предела в картине, которая впоследствии станет самым знаменитым из его автопортретов.

 

Мелкими буковками сделана надпись: „Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными красками“».

 

Впервые Дюрер изображает себя не в трехчетвертном развороте, а строго фронтально — так не принято было писать светские портреты, только святых.

 

Рисунок Дюрера с запрокинутой головой мёртвого Иисуса некоторые небезосновательно считают 133598948_Mertvuyy_Hristos__v__ternovom_vence_____1503автопортетом. Рассказывают, в «возрасте Христа» или около того Дюрер очень сильно заболел и был при смерти. Несколько дней его трясла лихорадка, Дюрер лежал измождённый, с пересохшими губами и запавшими глазами.

В тот момент все думали, что набожный художник пошлёт за священником. Но он потребовал принести небольшое зеркало, поставил его себе на грудь и, едва-едва находя силы приподнимать голову, долго всматривался в своё отражение. Это напугало близких Дюрера: возможно, они подумали, что под влиянием болезни он помешался, ибо никому еще не приходило в голову на смертном одре любоваться собою в зеркале. Когда Дюрер поправился, на основании увиденного он сделал этот рисунок.

­­­­­­­­­­­­­­_____________________

 

Фрида Кало

707708740Автор стремится проанализировать и осмыслить свое прошлое, понять значимость тех или иных событий – и делать это не для трансляции миру, а именно для себя. Примером такого типа жизнеописания служат многочисленные автопортреты Фриды Кало (1907-1954). В этих работах отражено творческое понимание и переживание своего жизненного опыта.

 

Фрида Кало не только яркая художница, большинство работ которой – автопортреты, но и первая  латиноамериканка, ставшая завсегдатаем кабинетов психоаналитиков.

Как в этой удивительной женщине уживалась боль и красота, так и на ее картинах, которые, как правило, посвящены событиям жизни художницы, реальность переплетена с символами.

 

Ее автопортреты, описание удивительной и сложной жизни, в которое художница вкладывала все многообразие своих переживаний и противоречий.

 

Рисовать она начала в 18 лет, после того как попала в жуткую аварию. Ее тело было сильно разбито: поврежден позвоночник, сломаны тазовые кости, ключица, ребра, только на одной ноге было одиннадцать переломов. Жизнь Фриды весела на волоске, но юная девушка смогла победить, и в этом, как ни странно, ей помогло рисование. Ещё в больничной палате перед ней ставили большое зеркало и Фрида рисовала себя.2e45c6c98b8b36b98997f413eface02d

 

Практически на всех автопортретах Фрида Кало изображала себя серьёзной, мрачной, словно застывшей и холодной с суровым непроницаемым лицом, однако все эмоции и душевные переживания художницы можно почувствовать в окружающих её деталях и фигурах. Каждая из картин хранит в себе те чувства, которые переживала Фрида в определенный момент времени.

 

С помощью автопортрета она словно пыталась разобраться в себе, раскрыть свой внутренний мир, освободиться от бушевавших внутри неё страстей.

Фрида терзалась постоянными и сильнейшими болями практически всю свою жизнь. И это переживание символично воплощено в ее автопортретах.

 

724957275Понимание себя, детальный анализ своего тела и судьбы, метко и лаконичны переданы в фоне ее картин.

 

В автопортретах проносится вся жизнь – катастрофа на дороге, годы больниц, замужество с Диего Ривера, увлеченность творческим осмысление своей судьбы, исследование самой себя, переживания измен мужа, значимые встречи, невозможность иметь детей, все более и более сложные операции, обреченность постоянно быть в клетке корсета, страсть, поглощенность красотой. Насыщенность жизненными событиями, сильнейшими эмоциональными переживаниями передана в многогранной серии автопортретов – отражении судьбы Фриды Кало.

 

117852783806283569

_______________________

Винсент Ван Гог

Многочисленны автопортрета Винсента Ван Гога. Кроме «харизматичного» автопортрета с отрезанным ухом, художник оставил более двух десятков собственных портретов, каждый из которых характерен именно для определенного периода жизни автора и отражает течение душевной болезни.

 

Автопортрет в тёмной фетровой шляпеПрежде всего, хотелось бы отметить некоторую «зацикленность» этих работ. Ван Гог упорно обращается к одним и тем же ракурса – полупрофиль с правой или левой стороны, и одним и тем же аксессуарам – шляпа и трубка.

 

Возможно, этот факт сопоставим с письмами Ван Гога к брату Тео, в которых он жалуется на предчувствие происходящих перемен в себе, страшится наступающей болезни. И в этом смысле его автопортреты – то есть фиксирование своего образа на неком носителе – служило своеобразном средством связи с реальностью, удерживало художника, не давало разрушиться его представлениям о самом себе.

 

Винсент Ван Гог Автопортреты

Винсент Ван Гог Автопортреты

Ведь именно на фоне незначительных, вроде бы, со стороны, атрибутов складывается жизнь, а память использует их  как ориентиры или зацепочки. И описывая кому-либо незнакомого человека, мы характеризуем его с помощью его привычек, мелочей вроде трубки или предпочтения шляп другим головным уборам.

 

Винсент Ван Гог Автопортреты

Винсент Ван Гог Автопортреты

Так и Ван Гог на грани безумия, осознавая свою болезнь, стремится не потерять хотя бы себя, со своими привычками и особенностями. Он сохраняет в автопортретах свои привычки и те черточки, по которым можно было бы судить о нем.

 

Ясперс, резюмируя свой анализ творчества Ван Гога, пишет: «Граница развития приходится на начало 1888 года, что совпадает с началом психоза. Работы, оказавшие столь большое влияние на нас и на наше время, относятся к 1888—1890 годам. В это время было написано больше картин, чем во все предшествующие годы» . Но за эти годы было написано и самое большое количество автопортретов.

 

Автопортрет в соломенной шляпе с трубкойПочему именно в кризисные моменты страха перед надвигающимся помешательством художник обращается к изображению себя? Вероятный ответ – в стремлении утвердить свою здоровую, контролируемую и настоящую сущность. Ван Гог боялся потеряться в болезни, потерять образ своего «Я». Сравнивая свои автопортреты, он успокаивается их сходством. В его руках оказывается иллюзия владения своим рассудком и самим собой.

«В общем, моя работа принадлежит тебе. – пишет он брату. – Я вложил в нее мою жизнь, и половина моего рассудка ушла в нее…». Но он держит в руках свой автопортрет и может ощущать себя целым, единым, не разрушенным.

_______________________________

А.С. Пушкин

9Особое место в рисунках Пушкина занимают его автопортреты. «Он сделал с себя в три раза больше изображений, чем все его современники, вместе взятые», – отмечал Эфрос (более 60 автопортретов)

А.М. Эфрос подходил к автопортретам Пушкина как «автобиографии в рисунках»

«Его внимание к своему облику было настойчиво, и оно полно огромного смысла», считал критик

 

Так, Эфрос выделял два вида пушкинских автопортретов – во время работы над своим внешним обликом (к нему относятся изображения себя с усами, без усов, с бакенбардами, которые затем появлялись в наружности поэта несколькими годами позже) либо – внутренним миром.

По мнению Эфроса, «автопортреты Пушкина имеют огромную документальную ценность. Это наиболее надёжные свидетельства примет и особенностей пушкинского облика». Соглашается с Эфросом и Лия Певзнер, полагавшая, что портретные рисунки самого Пушкина – «не просто документ минувшего», но и «часть биографии поэта»

 

i_090

Анализ автопортретной графики поэта у критика неизменно сопряжён с тщательным исследованием его биографии, скрупулезной работой с архивными данными.

Эфрос не просто сопоставляет самоизображения гения с содержанием созданных рядом с ними строк, но изучает сам жизненный период поэта и связанные с ним настроения и, лишь отталкиваясь от этого, делает попытку психологического объяснения появления автопортрета и его графических особенностей, весьма удачную.

 

Так, в ходе своего исследования, он выясняет, что первое пушкинское изображение себя возникает не ранее, как «с роковой даты, с 1820 года, принёсшего ему первую катастрофу». Таким образом, до своей первой ссылки slide_30Пушкин, изображавший многочисленные профили актрис, гвардейцев и сотоварищей, не запечатлевает собственную наружность.

Внимание к внешнему миру преобладало над вниманием к себе. Настойчивая мысль о себе появляется в период южной ссылки, когда поэт «стал для себя главным предметом волнений».

Этот настойчивый интерес к собственной личности продолжается вплоть до 1831 года, до женитьбы поэта и, по мнению Эфроса, является по сути дела «графической исповедью» и эти самоизображения всегда «сугубо интимны» .

 

За автопортретированием стоит желание повлиять на реальность, историю своей жизни и особенности своего внутреннего мира.

Литература: 

Вчерашняя Анна Дюрер: Автопортреты, как познание человека

Статья Автопортреты А.С. Пушкина в критике А.М. Эфроса

Эфрос А.М. Автопортреты Пушкина

Эфрос А.М. Мастера разных эпох.

Шалина О. С. Взаимосвязь самооценки и переживания зеркального образа

 

Это вступительная часть лекции «Психотерапия в искусстве. Искусство в психотерапии»

Дутний Марина, психолог, гештальттерапевт, арт-терапевт, супервизор

г. Днепр

 

Автор


Avatar