ART, gestalt, maskotherapy

Лицо — это «удостоверение личности»

По сравнению с другими частями тела, высшие ценности сосредоточены именно в лице. Именно в нем отражается сущность идентичности, именно здесь прописаны привлекательность и все степени красоты и уродства.

 

Это самое близкое, что у человека есть, чем он гордится, оберегает или прячет.

 

Нельзя иметь реальное отношение к человеку, лицо которого от нас закрыто.

Увидеть лицо человека значит увидеть самого человека.

 

Статика и динамика лица оказываются уникальным источником невысказываемой информации о поле, возрасте, этнической и расовой принадлежности, социальном положении, намерениях, отношении, опыте и чувствах людей, причем даже тогда, когда они сталкиваются впервые.

44b9038abe8d313c9394f8d58436c4b4На лице, как в зеркале, находят отражение эмоции и их подчинение волевому контролю, затаенные желания и намерение их скрыть, интеллект и одухотворенность либо их отсутствие.

 

Сложнейшие узоры переживаний человека, его внутренний мир оказываются как бы вынесенными вовне и доступными восприятию другого.

 

С момента, когда человек  начинает узнавать себя в зеркале, представление о собственной внешности (т.е. образе лица и тела) тесно связывается с представлением о своем Я.

 

Есть немало метафорических высказываний: потерять лицо, делать хорошую мину при плохой игре, потерять человеческий облик, ударить в грязь лицом и т.п., которые показывают важность лица для самопознания в контексте социальных связей.

 

… говоря «лицо», мы зачастую подразумеваем Я человека. Так, «потерять лицо» означает потерять не просто свое достоинство, но и свою самость.

Наше самовосприятие влияет не только на наши установки и поведение, но и на наше восприятие других людей. На самом деле, не разобравшись в собственном восприятии — себя и других, мы не способны понять, как другие воспринимают себя и окружающий их мир. Не зная этого, мы склонны проецировать собственные намерения на их поведение и при этом считать себя объективными.

 

Скульптурный автопортрет (маскотерапия), может помочь «вернуть лицо» личности, тем самым возвращая человеку адекватность самовосприятия, что в свою очередь влечет за собой развитие адекватных отношений с людьми и миром.

В лице соединились все тайны видимой и скрытой личности. Поскольку все взаимосвязано, то,  если человек начнет исправлять свой внешний мир, то исправится и внутренний, а если он начнет работать над внутренним миром, очищая его, то постепенно исправится и внешний.

Кравченко С.А.  Психологическая практика

2cc3741b99d4d2c8ef509f59cbde9e48

В подтверждение этому мудрецы приводят еврейское слово для обозначения лица  םינְאפ. В иврите у этого слова два значения, и оно изменяется в зависимости от огласовок – гласных звуков, которые в иврите часто не ставятся. В первом случае это слово читается как «паним»и переводится как «лицо», а во втором – как «пним» (םיפנְאפִ) – «облик», «нутро», «внутренняя часть». Это значит, что внутренний мир человека непосредственно отражается на его лице. 

 

Другими словами, его лицо постепенно принимает очертания его внутреннего мира, и с возрастом это особенно заметно. Наверное, всем знакомо выражение «Лицо – зеркало души».

 

На сей счет раби Моше Давид Валле (1696-1777) говорит, что после сорока лет человек не может жаловаться на то, как он выглядит, так как он уже сам ответственен за свой внешний вид. Внешний вид – это отражение внутреннего, а внутренний – отражение внешнего.

 

Для человека важно  чувствовать и видеть Лицо, знать и понимать, принимать и помнить, сравнивая с другими лицами и иметь ассоциации относительно него, понимать его уникальность и неповторимость, читать его знаки и расшифровывать его коды. Это все, становится возможным, при работе с автопортретом.

Лицо может всё рассказать или всё скрыть.

 

Сергей Антонович Кравченко в своих работах пишет:

«Собственное лицо, по мере его самоосознания в процессе постоянного наблюдения, превращается в эпицентр символов личности, его составляющие становятся более осознанными, определенными, расшифрованными, улучшенными и принятыми как свои. Лицо не только принимается и понимается, оно улучшается, становится более соответствующим личности, оно организует личность вокруг себя.

 

скульптурный автопортрет

Таким образом, автопортрет дает осознать, принять свои отвергнутые ранее части «Я» и интегрировать в единое целое, тем самым проявляя сущность личности, ее скрытое Лицо, с которым связаны уникальные черты, способности и таланты, чувства и отношения.

 

Но так как личность, как мы уже определили, представлена символически в чертах лица, то детальное и длительное рассмотрение, изучение лица во время автопортретирования (или портретирования) способствует модернизации (развитию, обогащению) личности, адаптации ее структуры для лучшего соответствия особенностям жизни.»

 Лицо несет духовное – этическое и эстетическое – начало, символизируя целостность и неповторимость человеческой индивидуальности.

Автор


Avatar