ART, gestalt

Метод Автопортрета в разрезе гештальттерапии

из лекции «Психотерапия в искусстве. Искусство в психотерапии»

Я работаю в направлении гештальттерапии, и изучаю метод Скульптурного автопортрета под руководством Кравченко Сергея Антоновича   (практикующий психолог-маскотерапевт семейной клиники психологического здоровья и лечения зависимостей Rehab Family. Прямой ученик основателя метода маскотерапии —  Гагика Микаэловича Назлояна).

 

Во время обучения  и создания своего автопортрета, я  увидела несомненные сходства между методом автопортрета и философией гештальттерапии.

Прежде всего расскажу, о самом методе Автопортрета, отталкиваясь от работ Кравченко С.А.(российский психолог, психотерапевт, прогнозист и художник), Назлояна Г.М.(автор метода Маскотерапии—врач — психиатр,  психотерапевт, кандидат психологических наук, почетный доктор педагогики в Лозанне (Швейцария) , Кюн С.А.(практикующий психотерапевт, тренер, преподаватель техник маскотерапии, мирротерапевт) и других специалистов в данной области.

 

Автопортрет, максимально приобщает больного к искусству, ставит пациента на место не только модели, но и художника, художника познающего себя через отображение собственного лица. Назлоян Г. М.

 

Метод скульптурного автопортрета фактически позволяет «сотворить себя» своими руками, обрести целостность, повысить самооценку, расширить границы восприятия себя и других, а так же качественно улучшить процессы коммуникации с другими людьми.

… Это происходит путем поэтапного воссоздания зеркального образа Я по «принципу матрешки». Кюн С. А.

 

маскотерапия

«Обращаясь к самому себе при работе с автопортретом, предпринимая попытку что-то понять в себе, человек обращается тем самым к своей Самости. Автопортрет может стать этапом пути индивидуации, если понимать его как «процесс, посредством которого достигается психологическая индивидуальность, т.е. … некая “целостность”» (Юнг, 1997).

 

 

… метод помогает человеку объективно взглянуть на себя, открыть ранее неизвестные или искаженные стороны, грани своей личности. Кравченко С.А.

 

Метод опирается на структуру личности Карла Юнга, который выделил следующие пласты психики:

1) животный

2) общий человеческий

3) родовой

4) семейный

5) индивидуальный

 

На каждом из этапов могут быть выявлены психически отклонения которые устраняются по мере продвижения человека при портретировании по всем пластам психики.

 

Каждый из этих этапов начинается с создания яйцеподобной формы из скульптурного пластилина. Такая форма архетипична, она символизирует акт рождения, возрождения, «мировое яйцо». Яйцо — это форма будущего лица.af67f792018afbb5ef8e3b18f726df5a

 

На этом этапе клиент начинает понимать и осознавать свою животное природу с которой ему также приходится выстраивать диалог, взаимодействовать.  Однако эта форма не может полностью поглощать человека, она лишь является ступенькой для следующего этапа который юнг называл общечеловеческим.

На этом этапе кусок пластилина очеловечивается, приобретает выраженные черты, когда можно точно сказать, что перед нами, скорее человек, чем животное. эта ступень дает понимание родственности со всем человечеством, осознания универсальности и совершенства общечеловеческих ценностей.

 

Родовой этап открывает для человека его сходство с предками, дальними родственниками. Он начинает задумываться о своём месте в ряду поколений. По словам Кравченко, на этом этапе возможно устранение всех проблем, связанных с родом и половой идентификацией.

 

Семейные этап позволяет проанализировать взаимодействие с близкими людьми, которые окружают человека. Зинкер писал: « Очень важно знать свое прошлое, свое историю. Определение собственного «Я» начинается с семьи и продолжается в борьбе за равновесие между автономностью и отличием от других»

 

терапевтический портрет

терапевтический портрет

И, наконец, на последнем, индивидуальном этапе, человек совершенствует отношение с собственным лицом. именно тогда происходит осмысление своей жизни, роли, своего «я».

 

Светлана Анатольевна Кюн так описывает процесс автопортретирования:

«Первая задача довольно проста — вылепить из скульптурного пластилина небольшое яйцо-заготовку. Затем, глядя в зеркало, необходимо вылепить свое лицо. В процессе работы терапевт, обладая необходимыми знаниями и опытом, обучает первоначальным навыкам лепки, помогает преодолеть сложности. Когда удается создать образ-маску, в который уже невозможно вносить дополнения, первичный портрет считается завершенным.

 

Далеко не всегда и не всем удается вылепить первый автопортрет с реалистичными чертами. Однако, первый автопортрет всегда отражает эмоциональное состояние человека в данный момент времени.

 

Затем этот автопортрет заворачивается в пластилиновый «блинчик» и формируется новое яйцо, несколько большего размера.

 

При этом первый автопортрет вместе со всем, что было вложено в него, осознано и сказано, остается внутри нового яйца, и становится частью будущего полного образа Я.

 

маскотерапия Днепр

Далее работа над вторым и последующими автопортретами по такому же принципу продолжается, постепенно усложняясь, проходя череду промежуточных образов-масок, присущих личности создателя.

 

промежуточный этап

В процессе создания автопортрета мягко меняется в положительную сторону восприятие себя, внутреннее состояние человека, и его внешность. По мере проработки расправляются эмоционально-мышечные зажимы лица, и изменяются некоторые пропорции. Лицо становится более симметричным, живым и пластичным. Это позволяет не только чувствовать себя более комфортно, но и облегчает распознаванию и передаче эмоций собеседников посредством мимики, взаимопонимание с другими людьми.»

 

Основное отличие этого метода от прочих арт — терапевтических направлений заключается в восстановлении нарушенной  самоидентичности.

 

Исходя из своего опыта  проживания  данного метода, проведу аналогию с гештальттерапией.

 

Первое, это выявление множество  «Я» личности.  На каждом этапе АП появляются различные «Я» с которыми мы вступаем в диалог (это второе).

Как мир меняется! И как я сам

меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь, –

На самом деле то, что именуют мной, –

Не я один. Нас много. Я – живой.

 

Н.Заболоцкий

Толкование “я”, которое предлагает Ирвин Польстер , — это пример естественной гештальт-формации, которая делает яснее различия между личностью и “я”. Во-первых, “я” принадлежит к психологическим событиям, в которых заложена тенденция осветить и оживить реальность, а не заменить ее. Во-вторых, этот конфигуративный процесс подвижен и создает множество различных “я”. В данном случае “я” легко отличается от личности. Ведь существует множество различных “я”, что же касается личности — у каждого человека она всегда одна.

 

Множество “я”, населяющих человека, дает громадный выбор возможностей. Это необработанный опыт, из которого человек может черпать различные воплощения самого себя, что может удовлетворять или не удовлетворять любое страстное желание иметь некое определенное “я”.

Сырой материал многих контактов, многих осознаний, многих поступков — это ингредиенты того, чем является человек как личность. Признание и определение каждого “я” возникают в сражении с неопределенностью событий и личных характеристик, имеющих неясные возможности.  

И. Польстер

 

Назлоян назвал автопортрет — «философией диалога«. На каждом этапе создания собственного портрета происходит диалог между мной и моим двойником.

 

«… В диалогах между различными “я”, гештальт-терапия представляет описания внутренней борьбы человека. Этот конфликт можно рассматривать как драматическое представление, разыгрываемое между непримиримыми существами, населяющими человека. Терапия ищет такие взаимно отторгающие друг друга существа с помощью диалога, чтобы восстановить гармонию между ними.

Задача терапии — слить воедино эти дисгармоничные аспекты человеческого характера таким образом, чтобы они могли вписаться в его целостную природу. Активное включение в диалог возрождает к жизни эмпатию человека, который является хозяином всех этих частей.

20161129_161247

 

… «Я» нуждается в эмпатии, чтобы облегчить путь к принятию в себе нового. Восстановление сочувствия к себе является ключевым моментом терапии. Интерес и эмпатия к собственному «Я» приносит гораздо больше результат…» И.Польстер

 

Терапевтический процесс становится процессом восстановления отторгнутых или утраченных «Я»  человека, потому что личное развитие в первую очередь состоит в использовании того, что человек уже имеет, для того чтобы стать тем, кем он уже является.

И это становится большим шагом к приобретению Целостности.

Третье: Целостность

Метод автопортрета  дает «пережить опыт целостности своей личности, что в будущем позволяет самостоятельно преодолевать трудности, «собирая» себя, достигать новых высот развития личности.»

Кравченко С.А.

 

Гештальттерапия. Само слово «гештальт» в переводе с немецкого означает «целостная структура». Целостность психики – единство ощущений, чувств, мыслей; единство эмоционального и рационального, единство души и тела. Нарушение целостности приводит к нарушению саморегуляции человеческого организма как живой системы. Итак, гештальт-терапия – это восстановление целостности организма.

 

В последовательном изображении себя в автопортрете человек осознает, чувствует свои внутренние тенденции, волнения, проблемы; он выражает то, что даже еще не осознал и, может быть, не понимает. Наблюдая динамичное формирование и развитие скульптуры, человек постигает собственную динамичность, развитие и рост своих личностных качеств.

скульптурный автопортрет

скульптурный автопортрет

Этот метод поможет вашей индивидуализации — реально взглянуть на себя, на свою жизнь, ощутить свою человечность и принять себя. Если достаточное количество людей действительно войдут в контакт со своей человеческой сущности, возможно, мы сможем построить общество которое соответствует тому, что мы есть, вместо того чем нам «следует» быть.

 

 

«Работая над скульптурным автопортретом, автор смотрит на свой ораз и подобие со стороны, держит его в своих руках, является Творцом самого себя не только внешнего, но и внутреннего. В автопортрете отражается не только видимая всем форма, но и внутреннее представление автора о себе.» Кравченко С.А.

 

 

Дутний Марина — психолог, гештальттерапевт, арт-терапевт, супервизор.

 

Литература:

Назлоян Г.М.  Метемпневмоз и скелетная идея в арт-терапии.

Макаров В.В., Назлоян Г.Г. Учебно-методическое пособие «Арт-терапия психических расстройств (портрет, автопортрет, бодиарт).

Кравченко С.А. Лицо личности

Кравченко С.А. Маскотерапия

Кюн С.А. Терапевтитический скульптурный автопортрет

Польстер И. Обитаемый человек

Автор


Avatar