ART, gestalt

Творчество способствует изменению ригидных моделей. (часть дипломной работы)

 

Некоторые люди осознают свои паттерны, страдают из-за них, и это страдание приводит их на терапию: « Я всегда наступаю на одни и те же грабли, попадаю в одни и те же ловушки, я хочу это изменить».

В идеале наши паттерны поведения, чувствования, модели наших телесных движений или состояний должны быть гибкими и «обучающимися»: они должны приспосабливаться   к новым ситуациям, ориентироваться на них, пополняясь и расширяясь. Перлз и Гудмен называли этот процесс «творческим приспособлением».

Но зачастую у человека эта творческая активность иссякает, и образцы застывают. То есть произошел сбой в какой-то из фунциий СЕЛФ: ИД, ПЕРСОНЕЛИТИ, ЭГО. Неважно, по каким причинам: в результате травматического опыта, односторонне развитых способов поведения или из-за давления —  все равно из-за чего, образцы застывают, и люди становятся неспособными реагировать на новые требования жизни, их способность к творческому приспособлению угасает или становится ограниченной. Люди от этого страдают.

 

Застывшие модели берут свое начало в прошлом. Прошлое имеет большое значение. У каждого из образцов поведения есть своя история. При этом важно помнить, что попасть в прошлое – это не цель, а средство для ее достижения. Мы работаем с настоящим и для настоящего, чтобы, опираясь на него, изменить будущее.

 

Хочу поделиться еще одним примером изменения старых паттернов, уже через тело. Но прежде всего, немного о теле, вернее об «образе тела в психотерапии».

flesh_and_acrylic___c_madison1_by_benheine-d3ig4wi

Понятие «Образ тела» ввел венский невролог и психиатр Пауль Шилдер. Отличное резюме определений образа тела дает Фрауке Тееген: «Образ тела как комплексный внутренний патерн опыта является также основой и для образа Я, жизнеощущения и контакта с реальностью. Опыт человека связанный непосредственно с его телом, организовывается специфическим способом – посредством образа тела, определяющим то, как человек переживает и познает с вое тело, какие связи и отношения существуют между ними и его собственным телом, как он обходится с ним, с собой и другими».

 

Направленность внимания на собственное тело, способность рефлексировать на тему собственного тела говорят о том, что образ тела – это исходный пункт, из которого человек строит отношения с другими людьми и миром, из которого развиваются и структуируются память, язык, пространственная ориентация, чувство времени.

 

Одна из важнейших функций образа тела – это воспоминание. Наше тело имеет свою телесно — эмоциональную память, которая и формирует базовые убеждения человека о себе (Я хороший/плохой) и о мире (безопасный/опасный).  В теле, как на кинопленку записывается весь наш жизненный опыт. И сколько бы вы не читали аффирмаций типа «Я уверенный в себе» «у меня все получится» и т. п. ваше тело хранит другую информацию, если это не так. То есть включена функция  ПЕРСОНЕЛИТИ, которая отвечает на вопросы: «кем я являюсь» и «кем не являюсь»

В образ тела включены все переживания клиента: все обиды, каждый опыт насилия, презрения, насмешки, но также и опыт радости, гордости и любви. В этом отношении работа с ПЕРСОНЕЛИТИ («образом тела») всегда является также работой с биографией человека.

 

Движение формирует наш мозг, который должен принять множество решений, чтобы двигаться.  Пока мы живы — мы двигаемся, а значит проявляемся в пространстве. Наши движения или не движения такие сегодня, потому что наше прошлое было таким, каким оно было. Мы не можем изменить свое прошлое, но мы можем изменить свои движения. Изменяя движение — мы изменяем связанные с прошлым чувства и мысли.

Вот исходя из этого  и был построен мастер класс в котором активно участвовало тело. Описывать весь не буду, только суть, чтоб понять, как еще можно изменять старые установки. Скажу только, что этот МК может дать клиенту осознавание своих потребностей, находится в контакте с чувствами (ИД), осознать свое место в мире (ПЕРСОНА), и ориентируясь “по месту”,  манипулировать объектами внешнего мира (ЭГО), совершая акт творческого приспособления.

 

Первое, клиентам было предложено вспомнить и изобразить портрет человека, который каким-либо способом (критикой, оскорблениями и т.д.) препятствовал личностному или профессиональному становлению (ПРОЕКЦИЯ). Формулировалась обидная или унижающая фраза, которая обычно исходила от этого персонажа. То есть мы находили «вредный» ИНТРОЕКТ. Который я назвала «запретом общества». (Проекция всегда «сидит» на базе какой-нибудь интроекции)

Далее, после определенной разминки, этот «запрет общества» протанцевывался. Использовали танец, родившейся «здесь и сейчас». Через танец клиенты освобождали тело и сознание от «блоков» и ограничивающих убеждений. Это была эмоционально насыщенная работа, в процессе которой многие чувства выходили наружу и прояснялись. Таким образом танец стал тропой, путеводной нитью в область невыраженных чувств, желаний и творческого потенциала личности. Данная часть поддерживает функцию ИД.

После телесных проживаний включилась функция ПЕРСОНЕЛИТИ. Во время шеринга было отмечено, что протанцовывая запреты общества, рождался танец – протест и формировалась своя, ответная фраза – это был важный шаг на пути освобождения от ИНТРОЕКЦИИ. А портрет, на который в начале было неприятно смотреть, после работы с образом тела, поменял свою негативную окраску. Произошло присвоение ПРОЕКЦИИ.

 

Во время нашей терапевтической работы способность ПЕРСОНЕЛИТИ изменяться вновь оживает. При этом образ собственного тела и чувств у клиента не только расширяются и начинают восприниматься более осознанно, но становятся также, более разноплановым, сложным и приспособленным к актуальной жизненной ситуации.

Вслед за укреплением ИД функции, разворачивается работа над функцией ПЕРСОНЕЛИТИ, что впоследствии даёт опору для свободной реализации возможностей ЭГО функции, то есть способности направлять свой контакт с миром и таким образом выстраивать опыт.

В теории СЕЛФ говорится о том, что функция ЭГО может произвольно основываться на информации, поступающей от функции ИД и функции ПЕРСОНЕЛИТИ, и наш опыт опирается на эти два основания.

5d7a3bfb9d7aa87e187cb97ce21a2cf3-d5dn0a2

Творчество — это возможность адаптироваться в изменчивом мире. Творить — это значит изменять, делать что-то новое, чего ты еще не делал раньше. Это формируется в в детстве, в процессе игры и экспериментирования с пространством, с телом, движением, словами, красками, формами, звуками. Если у вас был дефицит игры в детстве, вы можете испытывать трудности в адаптации во взрослом возрасте. Творчество формирует наше духовное начало, оно помогает интегрировать жизненный опыт и наделяет его смыслом.

 

«Арт-терапия не может отменить прошлые травмы или излечить глубокие эмоциональные нарушения. Она может мобилизовать и развить внутренние ресурсы, уменьшить ужас одиночества и таким образом открыть путь к эмоциональному росту и реабилитации».

Эдит Крамер

 

 

Иванова Марина 2014

 

 

Автор


Avatar